Одаренные дети и
современное
образование:
проблемы и перспективы
IX областная научно-практическая
конференция
(сборник материалов, Ростов-на-Дону, 2007, с.112-114)
Дополнительное образование
- средство развития одаренности
Костенко В.В.. методист,
МОУ ДОД Центр детский эколого-биологический,
г. Батайск
Проблема обучения одаренных детей —
дело не столько новое, сколько хорошо забытое старое. Во всем мире растет
интерес к решению проблемы обучения одаренных детей, в среде их «нормальных»
сверстников. Одаренным детям впоследствии придется жить и работать не в
каком-то специальном обществе, а среди других людей. «Ни одна страна не может
позволить себё роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного
выявления интеллектуального и другого
потенциал иначе как расточением человеческих ресурсов названо быть не может».
Не просмотреть, не пропустить, не прозевать, не потерять таланты — вот главная
задача нашего Центра.
Как следует действовать, чтобы понять
детей? Как добиться высоких результатов воспитания? Как понять мотив их
действий? Какие использовать методы, приемы и средства, каких принципов
придерживаться?
В настоящее время в России реализуется
долгосрочная государственная программа «Развитие творчества и одаренности», а
также президентская программа «Одаренные дети».
Приоритетными ориентирами образовательной
программы «Одаренные дети» Центра детского эколого-биологического г. Батайска
являются:
- единство
процессов социализации и индивидуализации личности;
- открытость
в деятельности ЦДЭБ;
- создание
благоприятных условий для свободного выбора ребенком видов и форм деятельности;
- укрепление
сотрудничества с семьями, учреждениями образования, общественными
организациями.
Неспособных детей нет, есть дети,
которые в полной мере не сумели по каким - то причинам не раскрыть свои способности.
Выявление интересов, склонностей ребенка — дело очень сложное. В педагогической
практике эколого—биологического центра дополнительного образования детей
накоплен большой опыт идей по организации работы с одаренными детьми.
Особую актуальность представляют собой
исследования по изучению «природы творчества» детей. Методики направлены на
выявление творческого воображения, уровня развития интеллекта, общей
одаренности детей и некоторых личностных качеств, интеллектуальных и творческих
способностей. Намечены и внедряются в практику средства психолого-педагогического
сопровождения творческой деятельности одаренных детей, в основе которых лежит
идея личностно-ориентированного обучения.
В рамках реализации программы «Одаренные
дети» психолог проводит анкетирование среди педагогов, детей и родителей. В
результате мониторинга был создан «интеллектуальный портрет» каждого ребенка.
Анкетирование дало возможность дифференцировать обучающихся по уровню усвоения
умений и навыков и позвонило оценить уровень способностей на каждом конкретном
этапе обучения и наметить дальнейшие пути развития этих способностей.
Достижения обучающихся по достоинству
оценены Областным эколого-биологическим центром учащихся; Министерством
образования РО; Министерством образования РФ; ГНОУ ДОНИНФО; Оргкомитетом ДАНЮИ;
Международным детским экологическим движением «Зеленая планета»; в 2001 году
дипломом 1 областного конкурса «Лучшее учреждение дополнительного образования
детей Ростовской области».
Успехи наших воспитанников – это результат
того, что «…крылья «одаренности» крепнут у них год от года. Хорошо известно,
что только личность воспитывает личность, что убеждает убежденный, увлекает
увлеченный». Признание учеников во многом
порождается признанием педагога, для которого труд по поиску дарований и
по формированию этого качества у обучающихся, не обязанность, а одна из
ценностных ориентаций его педагогической деятельности. Нелегко в наше
беспокойное и смутное время не только сберечь, но и разжечь искорки ребячьих
дарований, придать их увлечениям серьезный и долговременный смысл, чтобы
искорки превратились в пламя. И не менее важно сформировать из них
образованных, интеллектуальных, гуманных людей со своей гражданской позицией. |