Живой уголок МБУ ДО "ЦДЭБ"
Год создания уголка живой природы 1989 год.
Место уголка живой природы в структуре учреждения:
- в составе структурного подразделения: естественнонаучное
Местоположение уголка живой природы:
- в отдельном помещении
Общая площадь: 17 кв. м
Количество животных общее: 43
- рыбы: 10
- земноводные: 2
- пресмыкающиеся: 10
Штат:
- количество сотрудников: 1
- наличие ставки ветврача: нет
Наличие плана работы: да
Наличие и количество образовательных программ, реализуемых на базе уголка живой природы:
- частично: 4
- полностью:1
Наличие объединений учащихся, работающих на базе уголка живой природы:
- объединения (количество): 5
«Юный эколог», «Знакомые незнакомцы», «Юные друзья природы», «Мир экологии», «Радуга природы", «Ребятам о зверятах»
наличие отдельных помещений для занятий со школьниками: да.
Экскурсии по уголку живой природы:
- количество в течение всего года: 60
- охват посетителей: 1100
Участие в мероприятиях:
- городских
Участие в Дне города, Городской праздник «День животных», Экскурсии в живой уголок для учащихся ОУ города.
- областных
- республиканских.
Опубликованные работы (научные статьи, в СМИ, методички):
Статьи в городской газете «Вперед» и «Батайское время»
Ведение методической и образовательной работы:
- среди учащихся и сотрудников учреждения
- среди учащихся и сотрудников иных образовательных учреждениях
- среди населения.
Экскурсия по живому уголку
Цель: развитие познавательных интересов у обучающихся, средствами живого уголка.
Задачи:
*Познакомить школьников с обитателями живого уголка, являющимися персонажами басен Крылова.
*Научить давать оценку морально-нравственной стороне поведения людей в образах животных.
*Стимулировать формирования таких качеств личности как патриотизм, достоинство, скромность.
Объекты наблюдений оборудование:
Птицы: ворона, голуби
Млекопитающие: кролик, крыса, мышь
Пресмыкающиеся: черепаха.
Оборудование:
Портрет И.А. Крылова, изображение животных на картинках, выдержки из басен на отдельных листах. Животные живого уголка.
Экскурсовод: Сегодня у нас необычная экскурсия. Вам предстоит познакомиться с животными, которые являются персонажами басен известного русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. Его творчество вы изучали на уроках литературы в школе. Какие басни Крылова вы знаете? Самая известная басня Крылова-это «Ворона и лиса». У нас в живом уголке обитает один из персонажей этой басни- ворона черная, она принадлежит к семейству врановых. Наша ворона смышленая птица, способная имитировать звуки, слова. Но в народе этих птиц несправедливо считают глупыми и рассеянными. Какие вы знаете выражения и пословицы, связанные с этой птицей? (Ребята приводят примеры: «ворон считать», «проворонил», «ворон ворону глаз не выклюет») Кстати, последнее выражение характеризует ворон, как птиц живущих стаями, где выражены взаимопомощь между особями. В басне «Ворона и лисица» Ворона олицетворение глупости, рассеянности, доверчивости (Помощник экскурсовода зачитывает отрывок из басни И. А. Крылова)
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать, было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Экскурсовод: «Что же произошло дальше?» Школьники отвечают, что применяя лесть, Лиса заставила ворону каркнуть «во все воронье горло»
Сыр выпал – с ним была плутовка такова. Мораль басни:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
Но только все не впрок,
Ив сердце льстец всегда отыщет уголок.
Экскурсовод. Ребята, что, по вашему мнению, хотел сказать этими строчками баснописец? (Дети высказывают свои версии)
Экскурсовод (уточняет) Будь осторожен, не доверяйся людям, которые усиленно тебя хвалят, и обманным путем хотят войти к тебе в доверие - результаты могут быть плачевны. Экскурсовод (подводит детей к клетке с голубями) В нашем живом уголке уже несколько лет живут голуби. У Крылова есть басня «Два голубя» (Помощник экскурсовода зачитывает отрывок из басни И.А. Крылова)
Два голубя, как два родные брата жили,
Друг без друга они не ели и не пили;
Где видишь одного, другой уж, верно, там
И радость, и печаль все было пополам.
Не видели они, как время пролетало;
Бывало грустно им, а скучно не бывало.
Экскурсовод
(Продолжает басню в прозе) Затем один из голубей решил полетать- мир посмотреть. Друг стал его уговаривать не рисковать -ведь вокруг столько опасностей. Но голубь не послушался друга и полетел странствовать по свету. И скоро пожалел об этом. Сначала он попал в силки - еле выпутался, затем на него напал коршун. Еле спасся наш путешественник, а под конец странствия злой мальчишка швырнул в него камнем. Вернулся он к другу с подбитым крылом, разбитой головой, с вывихнутой ногой.
Экскурсовод. Послушаем, какова мораль этой басни. (Помощник читает басню в стихах)
О, вы, которые объехав свет вокруг
Желанием горите!
Вы эту басенку прочтите,
И в дальний путь такой пускайтесь не вдруг,
Чтоб ни сулило вам воображенье ваше;
Но, верьте, той земле не сыщете вы краше,
Где ваша милая, иль где живет ваш друг.
Экскурсовод (обращается к школьникам). Какой можно сделать вывод из услышанного? (Дети с помощью педагога делают вывод), что на чужбине могут подстерегать опасности, непредвиденные обстоятельства. Поэтому лучше жить там, где твои близкие, где твоя Родина
Экскурсовод подводит детей к клетке с грызунами. Самыми распространенными, неприхотливыми, легко приручаемыми животными нашего живого уголка являются грызуны: хомячки, крысы, морские свинки. Обратите внимание на крыс (Ставит на стол клетку с семьей крыс). Это лабораторные крысы. Их предки – обыкновенные серые крысы- пасюки. В природе они широко распространены, являются вредителями сельского хозяйства, портят припасы, переносят болезни. Лабораторные крысы получены человеком путем отбора: среди крыс иногда рождаются белые особи-альбиносы. У них нет пигмента, шерсть белая, глаза красные, потому что отсутствует радужная оболочка глаз, просвечиваются кровеносные сосуды. В нашем живом уголке есть крысы с различным окрасом шерсти: белые, черные, пестрые, коричневые. Это очень умные животные, хорошо поддающиеся дрессировке. У И. А. Крылова есть басня под названием: «Мышь и крыса» (Помощник читает басню)
«Соседка, слышала ль ты добрую молву?»
Вбежавши, Крысе Мышь сказала:
«Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?
Вот отдохнуть и нам пора настала!»
«Не радуйся, мой свет,-
Ей крыса говорит в ответ:
И не надейся по-пустому!
Коль до когтей у них дойдет,
То верно льву не быть живому:
Сильнее кошки зверя нет!»…
Я сколько раз видал, примите это сами:
Когда боится трус кого то, то думает, что на того
Весь свет глядит его глазами.
Экскурсовод.
Как говорится в пословице: «У страха глаза велики». Сюжет басни - это отражение мыслей и поступков людей. К примеру, школьники боятся какого-нибудь верзилу из своего класса. Им кажется, что обидчик сильнее всех, и на него нет управы. Надо воспитывать в себе такие качества, как мужество, смелость, умение дать отпор наглецам. И, конечно, заниматься спортом, чтобы стать сильным и смелым.
Экскурсовод. Ребята! Вы знаете, как все боятся змей. Змей в нашем живом уголке нет, но есть их родственники-черепахи. Змеи и черепахи – представители одного класса пресмыкающихся. Черепахи и змеи похожи формой головы, они холоднокровные: температура тела этих животных зависит от колебания температуры в окружающей среде, для тех и других характерна линька В живом уголке, в зимний период времени, мы поддерживаем температуру 20-26 градусов. иначе они впадут в спячку Черепах в отличие от змей, никто не боится - они безобидные животные У Крылова есть басня про змею, которая попросила Бога, чтобы он вместо шипения дал ей голос соловья. Стала змея петь. Все птицы к ней слетелись, но, увидев, кто поет, испугались и разлетелись в разные стороны. Змея обиделась и спрашивает:
«Почему?» а скворец ей отвечает (помощник зачитывает ответ из этой басни).
Поешь, конечно, ты не хуже соловья;
Но признаюсь, в нас сердце задрожало,
Когда увидели твое мы жало.
Нам страшно вместе быть с тобой,
Итак, скажу тебе, не для досады:
Твоих мы песен слушать рады-
Да только ты от нас подальше пой.
Экскурсовод. Ребята! Какая ошибка допущена автором в описании змеи? (Змея страшна не жалом – это раздвоенный язык, орган осязания, а ядовита зубами) Мораль этой басни заключается в следующем: будь самим собой. Не надо «рядится в чужие одежды», пытаться делать то, что тебе не свойственно
Мы продолжаем нашу экскурсию по живому уголку. И вы видите клетку, в которой обитают любимые нами - хомячки, забавные, озорные животные, у них гладкая песчано-желтая, бархатисто- нежная шубка золотой окраски, с плутоватыми черными глазками- пуговками. Зовут их Фомка и Хомка. Живут они в клетке. Клетка для хомяков с полом 50X40см, высота решетки 25см. Внутреннее оснащение составляет спальный домик, лестница, колесо и дерево для лазания. Прутья поперечные и наши хомяки хорошо и с удовольствием карабкаются по ним. Каждый день мы меняем у них опилки, на дно мы положили вату, паклю, обрывки ткани, из всего этого зверьки, раскрошив резцами, сделали себе гнездо-норку. Хомяки не требовательны к корму, они охотно поедают зерна пшеницы, проса, семена подсолнечника, сухари, сырые и вареные овощи, вареное мясо и яйца. Из дополнительных кормов они поедают белый хлеб, мясной фарш в вареном виде и макароны. Хомякам нужно больше корма, чем крысам в расчете на единицу веса. Вначале у них были миски из синтетического материала, но потом они их вначале поцарапали, а потом стали грызть, после этого мы стали кормить их в плошке из керамики. Доверие у своих хомяков мы заработали через желудок. Мы не даем своим хомякам воду, но на учебно-опытном участке выращивают специально для живого уголка люцерну, морковь, свеклу красную, кукурузу. Также они с удовольствием едят твердые сорта яблок и груш. Хомяков нельзя перекармливать. Наши хомяки быстро привыкли к нам, корм берут прямо из рук. Вначале я опускала руку в клетку и при этом держала ее спокойно, а орехи и семечки подсолнуха лежали на раскрытой ладони, после некоторого колебания хомяки забирались на мою ладонь и, взяв корм, тащили его в «норку». Вскоре хомяки привыкли к руке и постоянно брали еду с рук. Мои хомячки выглядят смешно, когда до отказа набивают защечные мешки пищей, отчего их мордочки становятся толстыми и вздутыми, и всю эту пищу, они тащат в норку-кладовку. У своих хомячков я выработала условный рефлекс. Перед тем как дать хомячкам, корм, я слегка постукивала о решетку клетки, а потом давала корм. Очень скоро хомячки поняли, что постукивание сопровождается кормом, и стоило мне только постучать по клетки, как они тут же бежали к своей кормушке «Мы голодные, поскорей корми нас». Однажды Оксана Михайловна, заведующая живым уголком, сказала, что Хомка должна скоро стать мамой, тогда мы Фомку отсадили от будущей мамы, Оксана Михайловна сказала, что будущую маму нужно подкармливать молоком и пищу богатую витаминами и белками. Если плохо кормить будущую маму, то недостаток питательных веществ может стать одной из причин каннибализма - это когда голодная мама съест своих же детенышей. У нас этого не произошло, значит, мы правильно кормим своих хомяков. У Хомки появились пять маленьких детеныша. Хомячата родились голыми, слепыми и беспомощными. Теперь у меня было уже семь хомячков. Я завела блокнот, в котором отмечала все, что происходило с моими хомячками.
Так 5 сентября день рождения хомячка,
11 сентября у них появился первый пушок,
13 сентября у хомячков прорезались глазки, и они начали грызть корм, который им приносила мама.
28 сентября они стали кушать самостоятельно.
Мы продолжаем нашу экскурсию. В следующем вольере проживают морские свинки. В Европу морские свинки были завезены испанцами в 1580 году из Америки. Распространенное в России название этих грызунов - морские, первоначально - «заморские» свинки. Название говорит о том, что их привезли «из-за моря» то есть на кораблях. В Южной Америке их разводили из-за вкусного мяса. В России морские свинки являются домашними животными, они очень дружелюбные, никогда не кусаются, с ними можно спокойно играть. Свинки животные со слегка удлиненным туловищем и с короткой шеей и короткими длинными ногами. Передние лапки морских свинок немного короче задних и имеют четыре пальца, а задние три пальца с большими ребристыми когтями, они бесхвостые особенно я люблю одну свинку. Глазки у моей свинки похожи на две влажные бусинки. Я люблю свою очаровательную свинку кормить с ладони. Вначале она осторожно обнюхивает руку, а потом, осмелев, ест из руки. Моя свинка не кусается и не дерется, она любит тепло, уют и вкусно покушать. Но если ее испугать, она сильно визжит, ее визг похож на поросячий, а когда она спокойна, то издает звук похожий на хрюканье. Я люблю ухаживать за свинками, чищу аквариумы два раза в неделю и посылаю дно опилками. Кормлю их два раза в день. Летом с удовольствием поедают зеленый корм: горох, помидоры, арбузы, яблоки, а зимой едят сено из люцерны и клевера, веточки вишни и яблони, пшеницу и кукурузу, дробленый ячмень, овес, а так же морковь, свеклу, капусту, Пьют из миски молоки и воду. Я люблю их гладить по шерстке. Моя свинка очень общительна. Однажды я заметила, что свинка тащит себе в ящик-домик опилки и строит из них себе гнездо. Через пять дней утром, когда я пришла, увидела, что у них появились детки. Трое деток бегали вслед за мамой, трудно было поверить, что им всего лишь один день. Они были покрыты волосяным покровом, с зубами, с открытыми глазами. О, как сильно они отличались от новорожденных слепых и беспомощных хомячков. Семья моих свинок увеличилась. Я сфотографировалась со своими питомцами на память, а когда к нам в живой уголок пришли дети из детского дома, мы с Оксаной Михайловной решили подарить им двух свинок. Свинки быстро размножаются. Я очень люблю своих свинок.
Мы продолжаем нашу экскурсию. Класс птиц представлен волнистыми попугаями. Они очень общительны, интересны, способны подрожать человеческой речи, отзывчивы на ласку и внимание. Длина моих волнистых попугаев от головы до кончика хвоста не более 18см. Особенно мне нравится наблюдать, как много времени парочки посвящают обоюдной чистке перьев, трутся друг о друге клювами. Мои попугаи любят петь, но они не любят посторонние шумы. А однажды я наблюдала, как волнистые попугайчики, сев рядом на жердочке стали кормить друг друга. По окраске они очень похожие, и я не сразу научилась узнавать, кто есть кто. У нас в Центре зеленые волнистые попугайчики. В центральной части пера у них расположены пятна более темного цвета, а по краю перо желтое. Оксана Михайловна, заведующая живого уголка сказала, что их легко отличить по окраске клюва, у самца основание клюва голубого цвета, а у самки - серовато-коричневое. Живут они у меня в клетке размером
Друзья: кролик «Пушок» и морская свинка «Хрюша» второй год дружно не только живут вместе, но и питаются из одной миски.
Дружелюбие - основная черта их характера.
И в море не купаются, и нет у них щетинки,
Но всё же называются они морские свинки.
Обыкновенную игуану подарили нам в прошлом году. Первое время игуана раздувала горловой мешок, шипела и фыркала. Но уже через три недели она стала ручной. У игуаны длинный хвост. Наш живой уголок стал популярен благодаря ей.