Семик – праздник священной
берёзы
I Ведущая
Семик – седьмой четверг после Пасхи – считался у
славян очень большим праздником. Он открывал комплекс обрядов, знаменующих
прощание с весной и встречу лета красного, прославляющих проснувшуюся природу,
зеленеющую землю и белоствольную берёзку. Берёза – священное дерево в
славянской мифологии. Её почитали и как символ берегинь русалок, во время
весеннего праздника Семика, когда в селение вносили распустившееся дерево и
девушки надевали берёзовые венки. На бересте писали письма и приколачивали к
деревьям приношения лешим: вернуть, например, заблудившуюся коровошку, подвести под ружьё охотнику дичь,
помочь не заплутаться, когда пойдут по
малину.
II Ведущая
Седьмую неделю после пасхи – Семицкую, - называли
также «зелёной», «грязной» или «русалочной». Главные обряды на пртяжении
Семицкой недели – Задушные поминки, Семик, Кукушки, Моросье, Завивание венков.
В Семик, по верования славян, по верованиям славян, русалки оставляли омуты и
выходили на землю. Где русалки бегали и резвились, там трава росла гуще и
зеленее, там хлеба обильнее. Но и вреда от них много: могут насылать они на
поля проливные дожди, град; похищают у заснувших без молитвы женщин нитки,
холсты. Потом краденой пряжей завивают свои берёзки. Считали, что на русалочной
неделе купаться опасно – русалки защекочут. Самое верное средство, чтобы
русалки отвадились, - полынь, «трава окаянная». Семик праздновали перед
Троицей. Троица и Семик в народном быту почти неразделимы.
Уходя в лес после Троицына дня, следует брать эту
траву с собой, чтобы суметь бросить полынь в глаза русалке. Если она вдруг
встретиться на пути и спросит: «Что у тебя в руках: полынь или петрушка?»
«Полынь» - следует ответить. «Брось её
под тын!» - выкрикнет она. Вот тут-то и надо успеть бросить траву ей в глаза.
Если же ответить: «Петрушка», - то русалка с криком: «Ах, ты, моя душка!» -
наброситься на человека и примется щекотать до тех пор, пока не упадёт
бездыханным. А в Семик русалки были пособницами в девичьих гаданиях. Девушки в
узелках приносили обрядовую еду – пироги, оладьи, яичницу. Еда раскладывалась
под берёзой. Около берёзы водили «круги».
Не просто хороводы, а именно «круги», пели заклинания, славили Божий
свет и расцветающую природу.
I Ведущая
Игры, гуляния, хороводы водили или вокруг берёзки
в лесу, или в селении, куда с песнями вносили украшенное дерево.
Давайте и мы с вами поводим хоровод? И украсим
нашу берёзку!
«Пойдём,
девочки,
Завивать
веночки!
Завьём
веночки,
Завьём
зелёные.
Завивайся,
берёзонька молодая,
Завивайся,
зелёная, кудрявая.
Вот тебе
берёзонька ленточки красные,
Вот тебе
цветики белые,
Вот тебе
цветики разные
II Ведущая:
«Стой, мой
милый хоровод, стой, не расходись!
Я игру вам
предлагаю,
К Водяному
приглашаю.
Под воду
согласны?
Испугались?
Вот прекрасно!
Тогда
сыграем в игру «Бег под водой посуху»?»
Игры
1. «Бег с плошкой на голове»
Поставить на голову плошку с водой и бежать
наперегонки до указанного места и обратно. Кто меньше прольёт, тот и
победитель.
2. «Молодиченька – невеличенька» (для девочек)
Девочки становятся в круг, одна девочка – внутри
круга. Дети приговаривают:
«Молодиченька
Невеличенька:
Сама с вершок,
Голова с горшок.»
После
приговорки разбегаются. Девочка - молодиченька – невеличенька догоняет
кого-нибудь и осаливает. Осаленный становиться в круг, и игра продолжается.
3. «Берёзонька,
выручай!»
Суть
игры – тоже салки. Три девочки играют роль берёзок. Один водит, стараясь
запятнать убегающего. Но тому достаточно коснуться любой берёзки и крикнуть:
«Берёзонька, выручай!» - и его уже нельзя пятнать. Ведущий должен ловить
другого. В этой игре существует правило: обратно сдачи давать нельзя. Если
водящий тебя запятнал, лови другого, а этот пусть отдохнёт у берёзки.
4. «Селезень
и утка»
Играющие
становятся в круг, в середину которого ставят «утку», за кругом – «селезня»,
который старается ворваться в круг и поймать утку. При этом поют:
«Селезень ловил утку,
Молодой ловил серую.
- Поди, утица, домой,
Поди, серая, домой!
У тебя семеро детей.
Восьмой – селезень.»
5. «Шли
кони»
Играющие
становятся в круг, поют.
«А шли кони по улице,
Чем они попутаны?
Золотым путом
Под копытом.
Зайка идёт,
Травку рвёт –
Что вырвет,
То в пучок.»
Спев
эту песню, играющие приседают по команде
ведущего, кто не поспеет сесть, тот «квач-бельмач, чёрные глаза».
|