Сегодня вопросы воспитания и социализации личности являются приоритетными в образовательной политике. Важность её заключается в том, что в процессе социализации происходит формировании поколения будущего, создаются личности, способные передавать свою духовность другим людям.
Основное образование ориентировано на определённые государственные стандарты, что ограничивает возможности самореализации обучающихся, поскольку исключает свободный выбор содержания образования, образовательного пути, являющийся обязательным условием для самореализации. Другая ситуация в дополнительном образовании, которое располагает особыми возможностями для социализации личности, так как социальный заказ и педагогические условия, созданные в нём позволяют обучающемуся осуществлять свободный выбор педагога, содержания образования, форм, способов реализации своего потенциала.
Занятия в кружках являются той средой для обучающихся, где они могут выявить и развить свои способности, таким образом, подготавливаясь к будущему профессиональному выбору и условиям взрослой жизни. Педагоги дополнительного образования заботятся о том, чтобы создать им ситуацию успеха. Успех порождает стремление к новому успеху, формирует уверенность в своих силах, что в дальнейшем приведет к индивидуальному развитию личности. К системным критериям социального саморазвития относится нравственная позиция обучающихся. В совместной подготовке к концертам, конкурсам и соревнованиям сплачивается коллектив, одновременно учитываются и развиваются индивидуальные способности. В современных условиях становится очень важным и нужным наличие достаточного количества творчески развитых людей, которые ясно осознают свои способности, желания и знают, как добиться поставленной цели. И те знания, умения, навыки, которые развивают педагоги дополнительного образования, пригодятся выпускникам в жизни. Пригодится им и сам творчески развитый дух личности, навык творчества, владение творческими приемами. И все это станет замечательной движущейся силой в самой деятельности воспитанника во взрослой жизни.
Задачи, которые решаются педагогами дополнительного образования - это организация занятости обучающихся, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, обогащение сферы осваиваемых индивидом социальных ролей, оказание помощи воспитаннику в овладении базовыми социальными способностями и умениями, что способствует эффективной социализации подростка.
Социализация личности воспитанников дополнительного образования осуществляется через разнообразные формы приобщения его к традициям народной культуры (это проведение народных праздников «Масленица», «Святки», «Месяцеслов»).
Народная культура, её традиции – это неотъемлемая часть жизни самого народа, ведь культура – это совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.
Мероприятия патриотической направленности – это эффективный способ социализации личности. К ним можно отнести цикл «Дни воинской славы» .Они погружают обучающихся в бесконечный мир образов, судеб, страстей и служит становлению души и разума. Эта информация эмоциональна, так как воздействует на чувства человека. Вот поэтому такие мероприятия способствуют развитию интереса к истории, учат видеть, понимать и ценить то, что окружает его, что так дорого сердцу, ведь все это – Родина.
Мероприятия духовно – нравственного направления познавательны и интересны обучающимся, потому что представляют собой коммуникативное пространство, где каждый включен в активную деятельность. Здесь происходит постоянный диалог, в котором каждый из ребят и собеседник, и партнер. Обучающиеся имеют возможность полного или же частичного погружения в среду эпохи, могут передать свои знания другим, открыть для себя что-то новое и неизведанное, а все это в итоге – способ социализации личности обучающегося. Педагог дополнительного образования здесь выступает в роли консультанта, а при необходимости помогает им на различных этапах выполнения исследовательской работы.
Воспитанники кружков, являясь участниками массовых городских, районных и областных мероприятий еще больше узнают о культуре своих предков и передают свои знания другим, тем самым социализируют себя, приобретают свой собственный социальный опыт. Ведь “интерес + самостоятельность +значимость личности взрослого + общественная ценность + актуальность + проблемная ситуация + успех + креативность обстановки, вот, слагаемые эмоциональной отзывчивости обучающихся.”
Известно, что музыка является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции человека, сильнейший психический побудитель, проникающий в подспудные глубины подсознания. Более того, музыка, будучи универсальным и интернациональным языком, способствует социализации.
Музыкально - ритмические упражнения, ритмопластика способствующие развитию памяти, внимания, самоконтроля, преодолению гиперактивности или скованности, снимают умственную нагрузку, усталость, способствуют эмоциональной разрядке. Ритм, который задаёт музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение.
Танцевально-двигательная терапия: пластические импровизации под музыку, разнообразные движения способствуют снятию напряжения, зажатости отдельных мышц, помогает избавиться от накопившегося негатива /гнева, раздражительности и др./.
Театр и драмтерапия даёт возможность обучающимся рассмотреть поступки героев /без применения к себе/, обсудить те или иные жизненные ситуации, переступить через собственные страхи, преодолеть реально существующие проблемы своего поведения. Драмтерапия выявляет и регулирует межличностные отношения через совместную коллективную деятельность.
Сказкотерапия: обладает эффективным психотерапевтическим, развивающим и воспитательным потенциалом, заключает в себе культуру поведения и нравственные идеалы, традиционные стереотипы и модели поведения, косвенно влияет на подсознание обучающихся, учит «жить правильно» (разыгрывание по ролям сказочных сюжетов, сочинение сказок и рассказов).
Важнейшей стороной социализации является познание ребенка и отношение к ребенку взрослого.Личностно-ориентированное образование основной упор делает на поддержку обучающигося. На протяжении всего учебного процесса педагог дополнительного образования высказывает обучающимся свое полное доверие. Обучающиеся могут в любое время обратиться к своему учителю за помощью, воспринимая педагога как источник разнообразного опыта. Необходимо, чтобы в педагоге каждый воспитанник находил для себя друга, консультанта, наставника. А сам педагог должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой своих воспитанников и принимать его. Педагог должен уметь сопереживать и понимать чувства каждого обучающегося.
ВЫВОД:
Дополнительное образование, являясь необходимым компонентом современного общего образования, компенсирует неизбежную ограниченность этого образования, развивает индивидуальность личности, обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности, в ряде случаев становится фактором реабилитации личности за счёт компенсации неудач на уроках достижениями в дополнительного образования. Поэтому дополнительное образование можно рассматривать как основное условие, своеобразную «стартовую площадку», пролог в становлении творческого, интеллектуального потенциала молодежи.
|