Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Понедельник, 29.04.2024, 08:03Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Ссылки

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральный портал "Российское образование"

Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Единый портал госуслуг

Официальный интернет-портал правовой информации

Национальные проекты России

Управление образования города Батайска Обращение граждан

Система ротаций баннеров детских и безопасных сайтов Рунета

Навигатор Дополнительного образования детей Ростовской области

75 Победа!

Независимая оценка качества образования

Региональное общественное движение "Интернет без угроз"

Федеральный центр тестирования

Интерактивная карта антитеррористической деятельности

Официальный канал Управления образования в Telegram

Я за чистый дом! Мой дом - Тихий Дон!

Регионы России - людям

Пресс центр
Главная » Статьи » Проектная и исследовательская деятельность » Эколого-биологическое направление

За что я люблю растения


Тема работы«За что я люблю растения»

Акчурина Валентина, 10 класс,

Центр детский эколого - биологический, 
г. Батайск Ростовской области

Руководитель:

педагог доп. образования

Афанасьева Татьяна Савельевна.

ВВЕДЕНИЕ.

 

         Растения всегда кажутся нам немного загадочными, таинственными. Почему это так –трудно сказать. Может быть, потому, что в них всегда есть что-то неожиданное, интересное, запоминающееся. И потом надолго остаются в памяти яркие воспоминания.

         Деревья всегда бывают разными. Весной мы любуемся светло-зеленым кружевом распускающейся листвы, летом-сплошная зелень кругом, осенью - своя прелесть: деревья очень красивы на фоне ярко-синего неба. Зимой это удивительно живописная, затейливая картина.

Любая встреча с деревьями – не только радость, но еще и масса всевозможных впечатлений, находок, маленьких открытий для любознательного ума.

Деревья очень различны по своим размерам, внешнему облику, особенностям строения и жизни. И у каждого есть какие-то свои биологические «секреты», что-то заслуживающее внимания, примечательное, а иногда и просто удивительное.

Человек, который не знает удивительных свойств и особенностей деревьев, очень много теряет. Но дело не только в любознательности, тот, кто познакомился с миром растений, их жизнью, будет более бережно относится и к деревьям, и к растениям в целом, станет их другом  и защитником.  Деревья нуждаются в нашей защите, и об этом не следует никогда забывать. Не бывает «ненужных» растений. Каждое выполняет свою определенную роль, каждое должно быть сохранено от уничтожения. Очень многое зависит именно от нас, от нашего отношения к природе.

Деревья – посредники между Солнцем и Землей. Они улавливают солнечные лучи и как бы консервируют, запасают впрок солнечную энергию. «Консервами» энергии служат именно те органические продукты, которые выпускает зеленая «фабрика».Особенно много энергии запасено в древесине. Мало кто задумывается над тем, что, когда мы сжигаем дрова, чтобы получить тепло, мы пользуемся солнечной энергией, запасенной в свое время зеленными растениями и накопленной в древесине.

         Деревья-это представители растительного царства. Многие из них принадлежат кцветковым, это лиственные деревья. Но есть деревья, относящиеся к голосеменным, это хвойные деревья.

 До определенного времени, я спокойно относилась к деревьям. Но однажды я увидела березу весной, не прошла мимо, глядя на нее, а была очарована, не могла от нее отвести глаз.С тех пор, береза, стала моим любимым деревом. И к другим деревьям не осталась равнодушной.

Мое увлечение привело меня  в Центр детский эколого- биологический, в объединение «Юный эколог». Здесь велись регулярные наблюдения за древесными растениями, я много узнала о деревьях на занятиях, из литературных источников и интернета. Мне понравилось вести исследовательскую работу, и я хочу поделиться знаниями о том, о чем молчат деревья.

Актуальность. Мы имеем потребность в красоте, наверное, эту сторону жизни  мы часто оставляем без внимания, мы довольны тем, что имеем, и не очень заботимся о том, чтобы усовершенствовать наш эстетический вкус. Нам нужны много вещей украшающих нашу жизнь, в том числе  древесные растения, которые обладают множеством необычных свойств, которые мы часто даже не пытаемся открыть для себя.

Цель: понять закономерность развития живой природы, увидеть взаимосвязь сезонных явлений, расширить границы знаний  о необычных свойствах древесных растений.

Задачи:

пронаблюдать  жизнь древесных растений  на фенологической тропе с весны до осени;

Провести опросы старожилов пос. Койсуг (Зап. Батайск)о том, что они видят необычного в деревьях, которые растут рядом;

Обобщить знания о древесных растениях, всесторонне раскрыть внутреннюю и внешнюю стороны жизни деревьев.

Новизна.  Впервые проведены опросы жителей об особенностях деревьев, растущих рядом, обобщены разносторонние сведения о древесных растениях.

Практическую значимость мы видим в том, что накопленный материал может быть использован на уроках естествознания в школе, может использоваться как справочный материал, может быть изучен и дополнен, чтобы увидеть и понять знаки, которые нам подает природа.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

 

Источниковедческий анализ:

·        изучение литературных источников;

·        анализ регионального компонента (свидетельства местных жителей);

·        обработка опросных листов;

·        обработка результатов фенологических наблюдений;

 

ГЛАВА 1.Фенологические и другие  наблюдения на тропе.

         Мы наметили для наблюдений ряд деревьев, в количестве 10 , растущих по соседству друг с другом, в одинаковых условиях, в одном микроклимате, за которыми следили,вели записи в дневник, каждые 5 дней. Фенологические наблюдения за древесными породами начали, когда температура воздуха приближалась к 5 градусам тепла.

Это следующие деревья:

Клен остролистный

Береза бородавчатая

Черемуха обыкновенная

Лжеакация робиния (акация белая)

Липа мелколистная

Ясень обыкновенный

Каштан конский

Можжевельник виргинский

Сосна обыкновенная

Ель обыкновенная

 

1.1Фазы развития – эти непременные ступени роста растений, наступают лишь после усвоения растениями определенного количества солнечной энергии. При обилии тепла фазы начинаются быстрее, при недостатке – медленнее. Поэтому за ряд лет одни и те же фенологические явления отмечены в разные  календарные сроки: сказывается несхожесть погодной обстановки

Интересно, что сдвиг фенологических фаз по сравнению со средними сроками не нарушает интервалов между фазами и последовательность явлений. Другими словами, при любом характере весны черемуха зацветаетна 28 день после пыления орешника - лещины, и вегетация садовых ягодников начинается на 15-20 день после схода снега. Такое постоянство дает в руки наблюдателей  сведения, знание которых необходимысадоводам и огородникам.

1.2Наблюдения на фенологической тропе показали, что движение сока у деревьев – одно из самых ранних весенних явлений. Просыпается остролистный  (обыкновенный) клен: у него началось движение сока. Береза бородавчатая недели на две отстает от клена. Когда дневная температура перешла через 5 градусов, начинается сокодвижение у березы бородавчатой.

         Сокодвижение – это перемещение питательных веществ из корней и древесины ствола в ветки, к почкам. К зиме в корнях и в древесине ствола откладываются питательные запасы – крахмал. Весной, как только потеплеет, корни начинают тянуть из почвы воду, а не растворимый в воде крахмал превращается в сахар. Поднимаясь вверх по стволу, вода несет его в ветки: развертывающиеся  почки получают питание.

Чтобы заметить начало весеннегосокодвижения, нужно проколоть кору шилом, поранив древесину. Когда начнется движение сока, из ранки закапает прозрачная сладковатая жидкость. Отметим этот день. Делаем прокол и на клене, на южной стороне дерева примерно на высоте одного метра от землив обоих случаях.

Замечено, когда у березы двинулся сок, земля оттаяла на глубину залегания ее корней. Мы заметили, что сокодвижение  начинается за 7 дней до цветения орешника-лещины. Если зима была морозной и почва глубоко промерзла, сокодвижение у березы задерживается и начинается после пыления  орешника-лещины.

По нашим наблюдениям,  почки у всех деревьев начинают набухать после сокодвижения у берез. Признаком этой фазы является появление на почечных чешуйках полосок, пятнышек, выдвижение конуса, разрыхление.

У плодовых пород распускание почек происходит в период между зацветанием вяза и березы.

Но почва поспеет, когда зацветет верба. Интересно, что сдвиг фенологических фаз по сравнению со средними сроками не нарушает интервалов между фазами и последовательность явлений. При любом характере весны черемуха зацветает на 28 день после пыления орешника-лещины.

В период развертывания первых листьев  деревья издали кажутся подернутыми  «зеленой дымкой». А у хвойных пород – хвоинки начинают отделяться друг от друга верхними кончиками.  Оказывается, зачаточные листья, развиваясь в почках, складываются по-разному. Плоскоелистосложение наблюдается у сосны, когда лист в почке не сложен. При свернутомлистосложении весь лист свернут в трубочку или оба края свертываются отдельно, притом  либо на верхнюю сторону, либо на нижнюю. При складчатомлистосложении лист сложен вдоль по средней жилке или по боковым.  Приложение №4.

Мы наблюдали, как опускаются на землю зрелые семена сосны и ели, после того как они выпадут из шишек.

Мы  провели такой опыт: взяли специально собранные семена и высыпали их стоя на стуле. Мы увидели, что семена, оказавшись в воздухе, начинают быстро – быстро вращаться, как маленькие пропеллеры, опускаются они медленно, это имеет важное преимущество, крутящиеся семена легко подхватывает ветер, и они  улетают на значительное расстояние от материнского растения. А это позволяет избежать нежелательного перенаселения.

Отличить семена сосны и ели нетрудно, хотя они очень сходны между собой по внешнему виду. Нужно обратить внимание на то, каким образом семя прикрепляется к крылышку, как с ним соединяется.

 -У сосны семя зажато между двумя маленькими отростками крылышка, словно оно охвачено щипчиками.

   -У ели семя лежит в маленьком углублении крылышка – так же, как слива в столовой ложке.

У ели выпадение зрелых семян из шишек происходит в конце зимы, когда еще лежит более или менее глубокий снеговой покров. Иногда в это время снег после оттепели покрывается корочкой льда, и семена попадают на наст. В этом случае сильный ветер может погнать их по гладкой ледяной поверхности и занести довольно далеко. В сухие солнечные дни чешуи шишек раздвигаются, освобождая семена. Семена сосны  зреют почти два года. Они опадают значительно  позднее, весной, уже после того, как сошел снег, при  сухой солнечной погоде. Семена ели зреют  только несколько месяцев (к осени они уже вполне зрелые, но опадают в конце зимы).

1.3Мы сделали интересные открытия. Оказывается, отдельные хвоинки живут намного меньше, чем само дерево. Пока сосна или ель достигнут старости, на них сменятся многие поколения хвоинок. Но эта смена не бросается в глаза. Отдельные хвоинки сосны обыкновенной живут 2-3 года. Они всегда собраны в пары и опадают тоже вместе, соединеннымидруг с другом. Хвоинки сосны сохраняются только на приростах не более чем трехлетнего возраста. Эта граница видна на ветках обычно довольно отчетливо.

Хвоинки  ели располагаются поодиночке и живут гораздо дольше, чем у сосны, обычно 5-7 лет. Продолжительность их жизни можно определить тем же способом, что и у сосны, по числу годичных приростов стебля, покрытых живыми иголками.

Мы узнали, что у одной и той же древесной породы продолжительность жизни хвоинок меняется в зависимости от того, в каких почвенно – климатических условиях растет дерево. В более суровых условиях жизнь хвоинок значительно удлиняется. Так, на Крайнем Севере этот срок увеличивается до 5-7 лет  у сосны, и, соответственно у ели.

          Время опадения отмерших старых хвоинок у сосны приходиться на начало осени, в течение довольно короткого периода. Перед этим в конце лета, иголки на более старых участках веток становятся оранжево – желтыми и хорошо заметны в кроне дерева среди зеленой живой хвои. Затем они довольно дружно опадают.

Иначе обстоит дело у ели. Сухие иголки этих деревьев опадают более или менее постепенно, недружно, на протяжении почти всего года. И они не раскрашиваются в яркие оранжево-желтые тона, а имеют более скромную буроватую окраску.

На фенологической тропе Центра эколого – биологического растет редкий пример кустарника, относящегося  к  хвойным  растениям.  Вырастает он и деревцем с самым настоящим стволом. Крона такого деревца плотная, узкоконусовидная, острая, почти как у пирамидального кипариса. Кустарники с хвоей - редкость. У него никогда не бывает никаких шишек. Вместо них на ветвях среди колючих иголок вырастают сизо – синие сочные ягодывеличиной с горошину – шишкоягоды. По происхождению это шишки, а по внешнему виду ягоды. Эти сочные горошинки охотно поедают птицы, благодаря чему распространяются семена можжевельника, содержащиеся в шишкоягодах. Интересно, что шишкоягодыможжевельника в первом году жизни остаются зелеными, незрелыми. Только на второй год наступает полная зрелость, и они становятся синими. Значит, шишкоягоды зреют два года.

Можжевельник отличается от хвойных деревьев еще и тем, что его колючие хвоинки  располагаются на ветвях особым образом. Они сидят на веточках по три, причем все три выходят из одной точки.

Теперь о древесине хвойного кустарника.

Лучше всего ощущаешь запах древесины, если отломить толстую ветку. Но не на живом кустике, а на засохшем, и притом  достаточно крупном, со стволом и боковыми сучьями, отходящими в разные стороны. Если понюхать поверхность излома, то чувствуешь своеобразный запах, он очень приятный , хотя его трудно описать словами. Что – то хвойное, но в то же время очень специфическое. Этот запах – тоже отличительная особенность можжевельника. Запах древесины можжевельника удивительно стоек, он очень долго не выветривается. Засохшие деревца со стволом и сучьями стоят много лет, а запах, тем не менее, остается, не пропадает.

Были времена, когда можжевеловые шкатулки, изготовляемые умельцами, имели такую же славу, как и палехские сейчас. Шкатулки были блестящие розовые,  будто облитые расплавленным стеклом с рубиновыми искорками. Секрет  сказочной можжевеловой шкатулки в том, что обливали ее лаком, изготовленным из смолы этого дерева. Он легок, прозрачен, как янтарь, а рубиновые искорки древесины можжевельника переливаются, просвечивают сквозь него.

         На фенологической тропе растет еще одно дерево с характерным, специфическим запахом. Это черемуха.  Если растереть ее свежие листья, ясно ощущается типично черемуховый запах. Это хороший отличительный признак данного растения. Он позволяет узнать черемуху в самом раннем возрасте. Для этого достаточно одного свежего листа.

Растет на нашей тропе «белокровное дерево». Это самый обычный клен.

Это дерево имеет характерные пальчато-лопастные листья. Вот именно у него есть млечный сок. Правда выделяется он  не всегда, а только весной, когда молодые побеги дерева только что появились из почек. Они еще мягкие, нежные, не успели загрубеть. Если в это время оторвать верхушку совсем юного зеленого стебля или черешок листа, на месте разрыва выступает белая капелька, совсем как у молочая.  Но летом на месте разрыва уже нет никакой белой жидкости. Ткани растения стали грубыми и млечный сок уже не выделяется. Изучая литературу по этой теме, я узнала, что выделение млечного сока свойственно большей частью субтропическим и тропическим деревьям. Среди них можно назвать, например, инжир, дающий вкусные плоды, гевею, которая служит поставщиком натурального каучука, и многие-многие другие. Интересно отметить и то, что в млечном соке клена есть каучук, хотя гораздо меньше,чем у знаменитой гевеи.

         Мыпронаблюдали, как ведут себя плоды клена – крылатки, при опадении оникружатся как пропеллер. У плодов клена есть интересная особенность – содержимое семени светло-зеленого, фисташкового цвета, а не белого , как у большинства растений. Семена клена удивляют своим необычайно ранним прорастанием весной. При теплой погоде они начинают прорастать, находясь на поверхности тающего снега, т.е. при температуре около 0  градусов С. Прямо на снегу у них образуются корешки. Такого никогда не бывает  у других наших деревьев. Клен в этом отношении уникален.

Началом цветения ветроопыляемых растений нашей тропы - ясеня, березы, ели, сосны, можжевельника, считается высыпание пыльцы из лопнувших пыльников при дуновенииветеркаили встряхивании ветки. У деревьев с хорошо выраженным околоцветником  - черемухи, липы,  началом цветения считается появление на 2-3 экземплярах нескольких первых цветков с вполне раскрывшимся венчиком. Начало цветения у бобовых - белая акация, отмечается по раскрытию верхних лепестков. В начале цветения у клена трудно заметить облачко пыльцы, поэтому следует обращать внимание на изменение внешнего вида тычинок, они выдвигаются из цветка, лопнувшие имеют засохший вид. И в конце зацветает липа.

В конце лета, в начале осени нередко второй раз цветут деревья. Не все дерево цветет, цветков гораздо меньше, и среди листьев они не так заметны. Чаще всего цветение бывает в очень засушливые годы. Особенно после жаркой и сухой весны, после повреждения растений поздними  весенними заморозками, насекомыми, наиболее часто это явление наблюдается у плодовых деревьев, белой акации, каштана конского, за счет неизрасходованного запаса дерево зацветает во второй раз в «неположенное» время. Мы пока не знаем всех причин, вызывающих второе цветение деревьев, но хорошо известно, что очень редко цветут во второй раз те деревья, у которых цветки распускаются еще до появления листьев.

За конец цветения принимается время, когда на растениях не осталось раскрытых цветков, лепестки у них завяли и осыпаются. У ветроопыляемых растений соцветия перестали выделять пыльцу и опадают массово.

 Определить фазу плодоношения дело нелегкое. Считается, что плоды созрели у растений с сочными плодами, если они становятся мягкими, съедобными. У плодов с сухими несъедобными плодами определить на глаз созревание трудно, поэтому нужно ждать их опадения, хотя не у всех пород плоды опадают по мере созревания.

         В приложении приведен флористический список растений фенологической тропы, приложение №1.

         Результатом наблюдений стало составление фенологического спектра,приложение №2.

 

 Нами были проведены опросы среди жителей микрорайона о приметах, связанных с деревьями, о живых сигналах природы, о необычных свойствах древесных пород.

 Список  используемой  литературы

1. Верзилин Н. М.  По садам и паркам  мира. Детгиз 1961

2. Калашников В. И. Лаврова С. А.  Чудеса  живой природы. Энциклопедия тайн и загадок . М. Белый город.

3. Колесников  А. И.  Государственное издательство  по  строительству архитектуры и строительных материалов. Справочник  676 с. 1960

4. Методические рекомендации для организации фенологическойработы в школе, М. 1995.

5. Павленко Л. Г. Ландшафтное проектирование. Дизайн сада. Изд. «Феникс» Ростов-на Дону, 2005.

6. Петров В. В. Лесные тайны. М. Лесная промышленность 1989

7. Плавильщиков  Н. Н.    Юным любителям природы. М. Изд-во «Детская  литература»  1975

8. Трайтак  Д. И.  Как сделать интересной внеклассную работу по биологии.

Пособие для учителей. М. Просвещение. 1979

9. Фенологические наблюдения в школе. Методические рекомендации. Ростов – на- Дону  1975

10. Хренов Л. С. Народные приметы и календарь. М. Агропромиздат  1991

11.Человек и природа. Изд-во « Знание» 1980

12. Энциклопедия для детей. Биология том 2 Москва «Аванта +» 2001

 

Категория: Эколого-биологическое направление | Добавил: star (11.02.2013)
Просмотров: 2031 | Теги: научно-исследовательская работа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz